19.12.2011 в 17:56
Пишет  Шано:

Оригинал взят у в Диана де Пуатье и фармакозависимость в XVI веке.


  
Рис. 1. Диана де Пуатье: не совсем обычные пятна на лице и какая-то загадочная картинка с младенцем и криминального вида кормилицей (не намек ли на ее красу, которая поддерживалась натиранием кровью младенцев? Картина появилась уже по смерти красавицы в 67 лет, такое обращение художника к юному телу герцогини иначе мало объяснимо). Добавим к этому, что Диану называют брюнеткой, а меж тем   большая часть  ее портретов - рыжих. Множество интересных  портретов знаменитой герцогини  см также у Маринни в ее очерке о Диане де Пуатье
читать дальше
 
Рис. 2 Статуя Дианы в месте ее вечного успокоения, замке Анет (ныне, кажется, копия, потому что оригинал хранится в Лувре). И барельеф, сделанный Бенвенуто Челлини,  с еще одной обнаженной Дианой там же.  Диана прямо-таки настаивает в веках, и после своей смерти, что  она была в очень хорошей форме и была красива. Но верить ли скульпторам, которые, конечно, были людьми зависимыми? 
Рис. 3.Замок Шенонсо, подаренный Диане Генрихом II, и отобранный королевой после его смерти. Уютное и уединенное место, годное для алхимической работы. 
 


Рис. 4 Спальня Дианы  в замке Шенонсо (фото Ланы Харелл) хранит определенные тайны. Какие?
 
Диана де Пуатье (1499-1566) была женщиной необычной: она была любовницей французского короля Генриха II, будучи на 20 лет его старше, и удерживала его рядом очень долго,  20 лет с их сближения, до самой смерти короля во время рыцарского поединка. Тут есть свои нормальные объяснения этого феномена, которые можно принимать, но со здоровым скепсисом, потому что есть и другая версия, которая кажется мне симпатичней, потому что именно мне она пришла в голову.

Диана, по версии современных сторонниц красы и здоровья,  воплощала, оказывается,  качества, которые, скорей, присущи современным женщинам, и является их ролевой моделью. Во-первых, забота о здоровье: герцогиня вставала в 6 часов утра, принимала холодную ванну, иногда даже со льдом,  летом плавала в реке,  а затем устраивала себе длительную верховую прогулку. Рослая от природы, она была физически хорошо развита. Ее изображали Дианой-охотницей. Верней, она сама это любила, свою наготу и свои изображения нагой.  Во-вторых, она и в самом деле была хорошей любовницей: жена Генриха II Екатерина Медичи как-то имела в этом случай убедиться, себе на беду подсмотрев любовные игры мужа с фавориткой и сказав потом «Увы, я пожелала увидеть то, чего не следовало, и это причинило мне боль».  В-третьих, она была умна и хорошо разбиралась в мужской психологии, много читала, знала латынь и греческий, стремилась помочь королю в его делах и сильно с этим перегибала. Ну, а в-четвертых, она принимала новый (для 16 века, понятно) фармацевтический препарат, обещавший ей вечную молодость. А вот тут начинается переворачивание истории и предыдущих аргументов.

О чем речь? У алхимиков существовала легенда об эликсире вечной молодости. В 16 веке они поверили, что им может быть хлорид золота. Золото инертно, и хлорид получается при растворении золота лишь в  агрессивной царской водке. Верней, вначале образуется HAuCl4 - тетрахлор-золотая кислота, но при нагревании она распадается на соляную кислоту и трихлорид золота - Au2Cl6

Его то и пили в 16 веке, смешивая с диэтиловым эфиром, который давал с хлоридом золота желтый препарат, и какой-то солью ртути, вероятно, "чтобы  мало не показалось". Лекарства того времени ценили по силе внешнего эффекта.
 Ну, соль ртути может быть и нерастворимой или малорастворимой  -  как,  скажем, каломель. Ее использовали для лечения активно, поскольку она обладает сильными дезинфицирующими и слабительными свойствами. Хорошо помогала при лечении желудочных расстройств, для того времени нередких.  Еще издавна использовали сулему: тоже, как дезинфицирующее вещество. Но то и другое, в общем-то яд. Можно отравиться, как Александр I или Гоголь, которых попотчевали каломелью, когда организм был ослаблен.

 А вот диэтиловый эфир -  вещь  еще более вредная и  неприятная для здоровья при таких приемах внутрь. Открытый  в 13 веке известным алхимиком Луллием, он лишь в 19 веке стала использоваться для наркоза. Тогда ж возникли наркоманы, нюхатели эфира. До сего времени он еще в ходу у наркоманов, и в их жаргоне он называется "простокваша". Но, думается, как специфический психомодификант, его стали принимать раньше. Не зря он вошел в состав золотого эликсира. Приняв такой настой, можно потерять сознание на несколько часов.

Если эфир не вдыхать, но принимать внутрь, то, думаю, эффект от этой части  эликсира будет куда сильней, и потому холодные ванны  с утра и многочасовые прогулки можно списать на желание Дианы прогнать эфирную дурь. Поскольку пишут о характере эфирного наркоза: "Пробуждение постепенное — (20-40 мин). И в последующий период длительно сохраняется угнетение ЦНС, сонливость и анальгезия (функции мозга полностью восстанавливаются через несколько часов)".



Рис. 5. Часовня в замке Анет. Тут  хранились бренные останки Дианы де Пуатье, пока во время Великой Французской революции их не перенесли на ближайшее кладбище, где они были найдены археологами.

Ну и насчет самого золотого эликсира для Дианы. Тут, вокруг него, в прошлом году  разразилась настоящая сенсация. В Британском медицинском журнале сообщили, что, мол, Диана отравилась препаратом золота  (Philippe Charlier, Joël Poupon, Isabelle Huynh-Charlier, Jean-François Saliège, Dominique Favier, Christine Keyser,  , Bertrand Ludes A gold elixir of youth in the 16th century French court.  BMJ 2009; 339, 5311)  - рис. 5, 6.

Рис. 6 Сохранился медальон с волосами Дианы. Волосы, однако, золотистые, а вовсе не черные!

В сохранившихся волосах Дианы содержание золота оказалось в 500  раз выше золота, чем там его должно быть в норме. В костях нашли также несколько повышенное содержание ртути.  Кроме того, исследователи обратили внимание на истончение волос и хрупкость костей, посчитав их за признаки отравления золотом.

К тем же признакам относят и модную бледность Дианы (анемия, вызванная отравлением), и необычную гладкость ее кожи.
Короче говоря, Диана несколько "подсела" на свои лекарства.Об этом говорит, вероятно, ее вид (рис. 1). Еще больше была психологическая зависимость - хотелось верить, что так сохраняется краса. Не думаю, что красавица остановилась на этих экспериментах - игры с эфиром могли вести и к большей зависимости. Об этом лучше помнят замки,  в которых жила Диана (рис. 3, 4), но нам они ничего не скажут.
Вообще-то легенды говорят о том, что Диана экспериментировала со всем, чем можно: приворотными зельями, арабскими духами, лекарствами, ядами. Насколько она сумела притянуть к себе короля с помощью таких средств, неясно, но интерес к этому можно проявлять и далее.
Но в одном можно точно согласиться с версией, что Диана была дамой будущего: стоит посмотреть на ее огромную, четкую подпись под ее письмами - рис. 7. 
Рис. 7. Подпись Дианы под ее письмом. Не подпись, а парад огромного эго.

Ну и последнее. Исследование провели, и, в конце концов, все вернулось на круги своя - кости Дианы вернулись в мае 2010 года в ее усыпальницу в замке Анет, которая стояла пустой с 1795 года. Теперь и склеп, и  специально построенная для нее часовне снова охрняют покой останков женщины, которая стремилась опередить время (рис 8).
Рис. 8. Диана кающаяся?
 



URL записи